ВитэПром - Автомобильные кондиционеры, диагностика, заправка, ремонт |
О компании
Климатическое
|
Разработка электронных устройств | |
Утилизация компьютеров и оргтехники | |
Компрессор - это сердце всей системы автокондиционера.
Под компрессором мы понимаем собственно компрессор, электромагнитную
муфту и приводной шкив с подшипником.
Компрессор выполняет две функции - сжимает газообразный хладагент с
1- 3 бар до 12- 20 бар и обеспечивает циркуляцию фреона по системе.
Представляет собой довольно сложный, точный и, как следствие, дорогой
механизм. Компрессор очень "боится" грязи, жидкого фреона
на всасывающей стороне, работы "всухую" (без смазки или с
недостаточным ее количеством), слишком больших давлений (более 30 бар)
и высоких (свыше 90 С) температур.
Накопившаяся в системе грязь (механические примеси) приводит к очень
быстрому износу компрессора, и ремонтировать его будет невозможно.
Откуда берется грязь?
Например, вашему авто делали какой-нибудь ремонт и разобрали систему,
а потом какую-нибудь трубку забыли на место поставить или сняли сгнивший
конденсор, а нового вы так и не купили. Вы проездили зиму на машине,
а в системе чего только нет - и соль, и грязь, и вода. Если теперь "забытую"
трубку просто на место поставить, систему заправить и запустить, то
Ваш компрессор - не жилец более. Таких клиентов у нас каждое лето не
один десяток набирается. "Заправится" такой автолюбитель у
мальчишки с баллоном фреона на газоне и через день-другой к нам приезжает
на замену компрессора и промывку всей системы.
Или, допустим, заправили Вам кондиционер
после какого-нибудь ремонта фреоном, а масла не добавили нужного количества.
Конечно, в системе всегда есть масло. Ведь если фреон и улетучился из
системы полностью, то масла хоть немного, но осталось. Плохо только,
что недостаточно. Вот и работает компрессор как токарный станок - сам
себя на стружку перерабатывает, а стружку эту по всей системе гонит.
Хорошо, если вовремя удалось обнаружить непорядок. Тогда можно обойтись
только промывкой всей системы. А если нет - ищите другой компрессор.
Жидкий фреон на входе компрессора - это динамит. Приводит к гидроудару
в компрессоре с последующей заменой этого дорогого агрегата. Попасть
жидкость в компрессор может в нескольких случаях: неправильно собрали
систему, заправляли неправильно (на некоторых моделях а/м сервисные
клапаны расположены непосредственно на компрессоре), закачали хладагента
сверх всякой меры.
Высокие температуры и давления также очень опасны. На большинстве современных
компрессоров установлены датчики температуры и предохранительные клапаны.
Если температура достигает критической, то блок управления просто отключает
привод компрессора. Если же давление в системе зашкалило за 30 бар,
то срабатывает предохранительный клапан, который просто сбрасывает весь
фреон в атмосферу. Зрелище не для слабонервных - что-то среднее между
взрывом парового котла и самолетом на взлете.
ПРИВОДНАЯ МУФТА, ШКИФ И ПОДШИПНИК
Приводной шкив вращается на двухрядном радиально-упорном
подшипнике, который, в свою очередь, насажан на шейку компрессора. На
теле компрессора укреплен также электромагнит цилиндрической формы.
И завершает картину круглая прижимная пластина на пружинном или резиновом
подвесе. Шкив на подшипнике приводится во вращение от коленвала двигателя
приводным ремнем, и вращается все время, пока работает мотор - независимо
от того, включен кондиционер
или нет. Когда мы включаем кнопочку А/С в авто, на электромагнит поступает
+12В. Магнит неудержимо тянет к себе прижимную пластину, жестко "сидящую"
на валу компрессора и прижимает ее к шкиву. Компрессор завращался. Очень
похоже на сцепление, только роль ноги, давящей на педаль, выполняет
электрический магнит.
Во всей этой конструкции чаще всего "накрывается" подшипник.
Первый признак - характерный шум со стороны компрессора. Хорошо, если
компрессор приводится в действие отдельным ремнем - если подшипник заклинило,
можно снять ремень. Если нет - то нужен эвакуатор. Реже выходят из строя
подвес, прижимная пластина или шкив. Обрыв в электромагнитной катушке
встречается еще реже.
Если компрессор безнадежно пострадал - заклинил, получил
гидроудар, то дешевле его заменить, чем починить. На что можно заменить?
Можно купить оригинальный, но дорогой. Можно попробовать поискать аналог,
но успех в этих поисках чаще всего весьма сомнительный. Можно добыть
оригинальный б/у в хорошем состоянии. Какой вариант выбрать - решение
за Вами.
При замене компрессора В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ необходимо тщательно промыть систему
кондиционера
- иначе придется еще разок поискать подходящий компрессор. Промывается
система специальными фреонами, процедура довольно хлопотная, и стоит
прилично.
Неисправность муфты, шкива или подшипника устраняется очень просто -
заменой на исправные. На некоторых машинах получается менять эти детали
без снятия компрессора, на некоторых - нет, тогда приходится проводить
весь комплекс по новой заправке системы хладагентом.
Конденсор (он же конденсатор, он же радиатор кондиционера)
находится сразу за передним бампером перед радиатором охлаждения двигателя.
В конденсаторе фреон охлаждается за счет хорошего теплообмена с окружающей
воздушной средой (набегающий поток воздуха при движении автомобиля или
обдув дополнительным вентилятором при остановке авто) и конденсируется
(превращается в жидкость) на внутренних стенках конденсора.
Особенности его расположения в подкапотном пространстве и высокие давления
(до 30 атмосфер в пробке в жаркий день) и вызывают, как правило, его
типичные "болезни".
Первая болезнь - это не герметичность. Не герметичность возникает как
вследствие коррозии (конденсор, как правило, алюминиевый и на него попадает
большое количество химически активных антигололедных реагентов, грязи
и воды с дорог), так и вследствие механических повреждений (отлетевший
из-под колес впереди идущего автомобиля камень, повреждение из-за ДТП,
некомпетентный сервис). В случае механических повреждений конденсор,
как правило, можно заварить (используется аргонно-дуговая сварка, так
как на воздухе алюминий быстро окисляется), либо "напылить"
(используется оборудование "Димет 402", позволяющее путем
подачи со сверхзвуковой скоростью нагретой порошкообразной смеси алюминия
с цинком добиться высокой степени адгезии). В случаях, когда не герметичность
вызвана коррозией, целесообразность ремонта такого конденсора зависит
от степени "гнилости". Гораздо проще и дешевле в некоторых
случаях поменять его на новый или б/у. Есть модели (например, Daewoo
Nexia), для которых замена конденсора чуть ли не пункт ежегодного ТО.
Благо, что стоимость нового конденсора на эту модель составляет около
90 у.е. Но в некоторых случаях, когда стоимость оригинальной запчасти
доходит до 500 долларов и выше, мы рекомендуем подобрать не оригинал
либо б/у.
Вторая болезнь - это наружное загрязнение самого конденсора и пространства
между ним и радиатором охлаждения, которое приводит к ухудшению теплообмена,
следствием чего являются повышение давления в системе (которое, в свою
очередь, приводит к появлению новых утечек хладагента), повышение температуры
охлаждающей жидкости (вплоть до закипания) и, наконец, отсутствию холода
в салоне. Довольно часто в период цветения тополей нам рассказывают
об одних и тех же симптомах: система в общем исправна, кондиционер
выдает положенную температуру, но… только в движении. Стоит только стать
в пробке и комфортная прохлада пропадает. Причина этого, как правило,
кроется в том, что конденсор снаружи покрыт "шубой" из тополиного
пуха, насекомых, масла, грязи и остатков сбитого еще в позапрошлом году
велосипедиста. Устраняется такая неисправность очисткой и промывкой.
Здесь главное не переусердствовать с напором струи воды (так как можно
запросто погнуть пластинки конденсора) и не забыть, открутив кронштейны
радиатора охлаждения двигателя, помыть пространство между ним и конденсором.
И вообще такую процедуру рекомендуется проделывать как минимум дважды
в год.
И, наконец, третья болезнь - это отказ дополнительного вентилятора,
что также приводит к ухудшению теплообмена и отсутствию прохлады в салоне
в те моменты, когда автомобиль не движется. Лечится такая болезнь ремонтом
либо заменой вентилятора на новый или б/у.
РЕСИВЕР-ОСУШИТЕЛЬ, АККУМУЛЯТОР
Ресивер-осушитель (далее - просто ресивер) используется
в системах с ТРВ и выполняет несколько функций одновременно: фильтрует
хладагент, очищая его от механических примесей, осушает фреон от влаги
и отделяет жидкую составляющую сконденсированного в конденсаторе хладагента
от газообразной. Конструктивно представляет металлический цилиндрический
стакан с двумя отверстиями: входом и выходом. Зачастую на верхней крышке
располагаются смотровое окошко в виде стеклянного "глазка"
и датчик давления хладагента. Внутри этого "стакана" расположены
сетчатый фильтр и абсорбирующие компоненты. Фильтр служит для очистки
фреона от механических примесей, абсорбер - для удаления влаги из хладагента.
Возможная неисправность ресивера - разгерметизация корпуса. Возможны
утечки хладагента из-под входных/выходных магистралей или датчика -
лечится заменой уплотнений или датчика. Утечки из-под смотрового окошка
приводят к замене ресивера на новый. Смотровое окошко - замечательная
штука, очень помогает оценить работу кондиционера.
В это окошко видно, как циркулирует по системе фреон - если видим, что
хладагент в ресивере жидкий, без пузырьков газа, то это означает, что
конденсация фреона хорошая. Если в окошке заметна пена, много пузырьков,
то это говорит либо о плохой конденсации, либо о недостатке хладагента
в системе. Сопоставляя визуальную картину в "глазке" с показаниями
контрольных приборов, можно хорошо понять, что происходит в системе.
При замене заклинившего компрессора кондиционера РЕСИВЕР ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ
ЗАМЕНЕ на новый. Аккумулятор используется во всех системах с расширительной
трубкой и в некоторых системах с ТРВ. Представляет собой закрытую металлическую
банку с одним входом и одним выходом. Его задача - аккумулировать в
себе жидкий фреон, вышедший из испарителя и возможные излишки жидкого
масла, пропуская через себя только газообразную составляющую. Устанавливается
на участке испаритель - компрессор и охраняет "сердце" системы
- компрессор - от разрушительного гидроудара.
Из неисправностей можно выделить нарушение герметичности по корпусу
или в местах подвода магистралей. Неисправности устраняются тем же способом,
что и в ресивере.
При замене компрессора аккумулятор достаточно тщательно промыть.
ТРВ (ТЕРМОРЕГУЛИРУЮЩИЙ ВЕНТИЛЬ), РАСШИРИТЕЛЬНАЯ ТРУБКА
Название очень солидное, и функция у них тоже важная -
обеспечить перепад давления хладагента с целью значительного понижения
температуры испарения фреона (до 0 - 10 С). Ведь если в испаритель подать
жидкий фреон прямо из конденсатора, то он тоже будет испаряться, только
при температуре градусов так под 70 С - это уже отопитель, а не кондиционер
получится! По своей физической природе эти устройства - это участки
с высоким гидродинамическим сопротивлением. А на деле все очень просто:
ТРВ - это тонкое отверстие с регулируемым сечением, оформленное в виде
металлической коробочки с входом (отверстие потоньше), выходом (потолще)
и капиллярной трубкой (она расположена на испарителе), заполненной фреоном.
Крепится ТРВ либо на испарителе, либо в непосредственной близости от
него. В узкое отверстие ТРВ помещена подвижная игла с неравномерным
поперечным сечением. Игла перемещается под воздействием давления фреона
в капиллярной трубке, регулируя количество фреона, попадающего в испаритель.
Это нужно для более эффективной работы кондиционера.
Принцип работы устройства очень похож на принцип работы термостата двигателя.
Расширительная трубка устроена еще проще: в пластмассовой втулке запрессована
тонкая латунная трубочка. Вся конструкция окружена тонкой сеточкой-фильтром
и располагается в трубопроводе высокого давления (обычно в месте стыка
двух частей), чаще всего неподалеку от испарителя.
Какие неисправности возникают в этих деталях?
Обычный засор узкого отверстия. В редких случаях ТРВ лечится от этого
тщательной промывкой.
В остальных случаях необходима замена.
Иногда в ТРВ капиллярная трубка выходит из строя, тогда тоже необходима
замена ТРВ.
Испаритель- это тот же конденсатор, только другой формы,
его задача - обеспечить эффективный теплообмен между хладагентом и проходящим
через соты испарителя воздухом. Когда жидкий фреон с низким давлением
попадает в испаритель, он начинает интенсивно испаряться и превращаться
снова в газ (поэтому- испаритель!), поглощая при этом большое количество
тепла, охлаждая сам испаритель до 0- 10 градусов С и конденсируя на
себе влагу из салона.
Испаритель, также как и конденсор, изготовлен из алюминия и потому тоже
нередко страдает от коррозии. На него, конечно, в меньшей степени воздействуют
неблагоприятные факторы окружающей среды, но и его условия нахождения
далеки от идеальных. Дело в том, что при работе кондиционера
на испарителе конденсируется влага из салона автомобиля (поэтому рекомендуется
включать кондиционер
в туман, дождь и т.п. - стекла не потеют). Перепады температур, пыль
и влага и делают свое "черное дело". Отремонтировать испаритель
гораздо сложнее, так как место утечки хладагента не всегда доступно
из-за конструктивных особенностей этого узла. Кроме того, сам испаритель
находится под "торпедою", и процесс его снятия и установки
порой требует значительных затрат.
К счастью, не герметичность испарителя - довольно редкая неисправность,
в отличие от другой проблемы - неприятного запаха в салоне. Обычно этот
запах люди, служившие в армии или жившие в студенческой общаге, идентифицируют
как запах не стиранных недели две носков. На самом деле этот специфический
запах издают не носки, забытые в бардачке предыдущим владельцем авто,
а бактерии, живущие на испарителе. Там для них очень благоприятная среда
- постоянная влажность, слой пыли. Бактерии эти неприятны не только
запахом, но и тем, что они попадают в наши легкие, вызывая простудные
и аллергические заболевания. Очень часто приходится слышать жалобы клиентов:
"Только включу кондиционер
- и тут же сопли и кашель". Избавится от всех вышеописанных неприятностей
мы предлагаем с помощью препарата Terosept от компании Teroson. Этот
препарат не только убивает все бактерии, но и препятствует их повторному
появлению. Испаритель обрабатывается Terosept'ом либо после демонтажа,
либо через воздуховоды и дренажное отверстие в кожухе испарителя.
Следующая неприятность как раз и связана с дренажным отверстием в кожухе
испарителя. Через вставленную в него трубочку конденсат стекает наружу.
Видели лужу воды под машиной с включенным кондиционером? Это и есть
конденсат. Так вот иногда трубочка забивается или соскакивает, и тогда
конденсат попадает в салон. Неисправность эта довольно редкая и легко
устранимая.
Все элементы системы автокондиционера связаны между собой
алюминиевыми трубками либо специальными армированными гибкими шлангами.
Шланги используются в тех случаях, когда связываемые агрегаты подвижны
по отношению друг к другу (например, компрессор, жестко закрепленный
на двигателе и конденсор, жестко закрепленный на кузове).
Алюминиевые трубки часто страдают от коррозии. Особенно под хомутами,
которыми они крепятся - ведь именно там скапливается грязь и влага.
Случаются и механические повреждения. Ремонтируются они либо аргонно-дуговой
сваркой, либо напылением. Однако, в некоторых случаях, когда под воздействием
коррозии трубка просто рассыпается в руках, мы рекомендуем менять ее
на новую, либо на гибкий шланг. Мы изготавливаем любые магистрали, и
в большинстве случаев новый гибкий шланг намного дешевле оригинала.
Не говоря уже о том, что прослужит он гораздо дольше, чем алюминиевая
магистраль.
В местах соединения магистралей с элементами системы используются специальные
уплотнительные колечки (O-rings). Эти колечки, также как и остальные
элементы системы, смазываются маслом, растворенном в хладагенте, и рассыхаются,
если кондиционером
долгое время не пользоваться. При демонтаже магистрали или какого-либо
агрегата колечки подлежат замене на новые.
Copyright - ViteProm 2004-2007. |
101000 Россия Москва ул.Верхняя Красносельская д.17а |